Педагог психолог приглашает

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
родителям [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

что такое сказка
[ Скачать с сервера (29.0 Kb) ] 08.05.2014, 21:57

Мир сказок

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.


 

Реальность сказочной жизни
 

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.


 

У доброты есть лицо
 

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

 

Воспитание чувств
 

В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!

 

Каждому возрасту - свою сказку!
 

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.


 

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.


 

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.
 

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

 

Как рождаются сказки
 

Как сочинять сказки?

В первую очередь, подбирается герой, близкий ре­бенку по полу, возрасту, характеру.

  • Потом описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  • Далее, герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и герою приписываются все детские переживания.
  • Герой начинает искать выход из создавшегося поло­жения. Или ситуация усугубляется, подходит к ло­гическому завершению, что также подталкивает ге­роя к изменениям. Задача специалиста — через ска­зочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели пове­дения, найти позитивный смысл в происходящем.

Создавая «лечебные» сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.   


 

     Ребенок ведет себя пло­хо, если:

  • Он желает привлечь к себе внимание. В этом слу­чае в коррекционной сказке должны содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
  • Он хочет властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в сказке может быть прёд­ложена позитивная модель проявления лидерских качеств: хороший предводитель, прежде всего, за­ботится о своих друзьях.
  • Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке должно присутство­вать указание на искаженное видение героем про­блемы и конструктивная модель поведения.
  • Ему страшно, тревожно, он старается избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказ­ки оказывают главному герою поддержку и пред­лагают способы преодоления страха.
  • У него не сформировано чувство меры. Здесь коррекционная сказка может довести ситуацию до аб­сурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

 

Существует ряд приемов, помогающих придумать сказку для взрослых.


 

Прием первый
 

Придумайте 10 слов: существительных нарицатель­ных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у пас смысловые ассоциации и были из разных областей жизни. Например:

  1. Собака
  2. Камин
  3. Голос
  4. Звезда
  5. Поле
  6. Слоненок
  7. Кресло
  8. Мушкетер

      9.  Ливень

     10. Музыка

Теперь нам нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наобо­рот и пр. Перед тем, как приступить к заданию, можно попробовать последовательно связать по смыслу все 10 слов в прямом и обратном порядке. Например: Собака может греться у Камина, или На камине изображена Со­бака, на Камине может стоять статуэтка Собаки, Хозяин крикнул собаке: «Кам ин» ((англ.) come in — заходи, вой­дите), героем сказки может быть Собака по имени Камин и пр. Таким образом, можно «проиграть» различные свя­зи между словами. Это упражнение помогает начать фан­тазировать и настраивает нас на волну творчества.


 

Прием второй
 

Задумайтесь: на какую тему интересно было бы поговорить с близким человеком или самим собой. Если ответ на вопрос не приходит, можно взять за рабочую тему ситуацию, которая уже неоднократно «прокручи­вается» в голове. Иногда можно услышать что-то вроде: «Да какая там тема, когда сапоги прохудились (зарпла­ту задерживают...)!». Прекрасно — в этом случае Ваша тема может звучать так: «История одних сапог». А сапо­ги станут героями сказки, в которой будет рассказано об их приключениях.

Не исключено, что после того, как сказка сложится, Вы увидите новые способы заработка и вложения средств, а также познакомите детей с миром Финансов. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед нами на протя­жении жизни. Все эти вопросы, тревоги, радости и печа­ли могут стать темой Вашей сказки.

Зачастую, изначальный замысел и фабула сильно от­личаются от того, что получилось. Все, что требуется — это 30-40 минут времени и желание отдать инициативу руке, держащей авторучку.


 

Прием третий

Позвольте себе удобно и расслабленно расположить­ся в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из приду­манных Вами 10 слов то, которое наиболее интересно, вызывает различные ассоциации, берет «за живое». Это слово может стать либо темой, либо героем сказки. Зак­ройте глаза и попробуйте представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного слова. Те­перь рассмотрите ее и опишите на бумаге. Ну вот, нача­ло сказки положено.

А теперь представьте, что могло бы нарушить эту картинку, полностью изменить ее. Это будет конфликт сказки. Если вы проделали эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные ситуации и сочинить сказку. И вот, наконец, сказочные события оживают на бу­маге. Многие чувствуют при этом волнение, радость, ощущение полета, а некоторые опустошенность. Все это естественно: ведь произошла колоссальная внутренняя работа, во время которой наше бессознательное трудилось, составляя зашифрованное послание.

 

Зачем нужны сказочные истории?
 

Рассказывание историй — древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.

Взрослым следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо понятно. Если необходимо что-то объяснить иностранцу, то, разумеется, преуспеет в этом больше тот, кто будет изъясняться на его языке. Общаясь с детьми, нужно стараться говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия  проблемы. В сказках противопоставляются добро и зло альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердия и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир, — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчая­ние — в такой же степени часть нашей жизни, как радость и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажет­ся безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит.

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно нахо­дят в них отголоски своей собственной жизни. Они стре­мятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, отлич­ными от проблем «взрослого» мира. Даже если они и встречаются — все равно взрослые способы решения бес­полезны для детей. Объяснения и увещевания не помо­гают, и, в результате, дети, мышление которых предель­но однозначно («да — нет», «плохо — хорошо»), прихо­дят к выводу о том, что вы им помочь не можете.

Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать по­нять ребенку, что он не оставлен «один на один» со сво­ими проблемами.

Выход один — самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя очень удоб­но. В мир, где возможны самые непредсказуемые соче­тания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Необходимо помнить — фантазия абсолютно реальна для детей, но не потому, что дети не видят настоящей жиз­ни. Просто фантазия является для детей наилучшим спо­собом анализа окружающего мира. Это их язык, кото­рый взрослые позабыли.

А  если забыли, значит надо вспоминать, — и именно в этом помогают сказочные истории. Волшебная сказка – веками наработанная ценнейшая информация, вы­сочайшей плотности, детским языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира, она настолько универсальна, что ее структура одинако­ва во всем мире.

 

Как использовать сказочные истории?
 

Самый простой и естественный способ — чтение ре­бенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важ­но, чтобы это делали вы. В этом случае, содержание сказ­ки как бы автоматически одобряется вами и разрешает­ся для обсуждения.

Если же вашему ребенку 12 и больше лет, и он маль­чик, начинающий относиться скептически ко всему, что «не круто» — ваша задача сложней. История должна быть выучена наизусть и естественным образом вставле­на в будничные семейные разговоры. Как бы «между про­чим», вы рассказываете «байку», анекдот или просто забавный случай, не показывая того, что вас вообще ин­тересует его (ее) реакция. Конечно, в этом случае исто­рии нуждаются в переделке. Однако результат, если все прошло удачно, может быть совершенно ошеломляющий.

Читая ребенку младшего возраста сказку, необходи­мо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер — это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок на­чинает вертеться — значит либо тема абсолютно незна­чимая, либо сказка трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами о данной теме.

В процессе чтения можно попросить ребенка выска­зать свое мнение относительно событий сказки. Может бытъ, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то изменит, выскажет свое мнение по пово­ду действий героев.

Вне зависимости от активности ребенка во время чте­ния, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже наши возможности безграничны, — спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чув­ствами с ребенком. Но необходимо помнить и соблюдать два правила.

Во-первых, ребенок должен иметь возможность ска­зать все, что он думает. Это значит, что вы не оценивае­те ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще забываете на время выражения «правильно», «неправиль­но», «верно», «неверно», а говорите только «мне кажет­ся», «на его месте я бы..» и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подвер­жено критике.

Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение ис­тории, высказывая свое мнение, нужно, по возможнос­ти, отдавать «бразды правления» в этом разговоре ре­бенку. Как только он хочет что-то сказать, — заканчи­вайте и слушайте его. Лучше всего, если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренно на них от­вечать.

Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Если ребенок устал, значит длительная эмоциональная актив­ность такого рода для него сложна или сама тема отби­рает много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому, лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.

Если ребенок не хочет ничего говорить, — не застав­ляйте его. Через некоторое время он разговорится, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчи­вом игровом отношении с вашей стороны.

После обсуждения можно попросить нарисовать ри­сунок, иллюстрирующий эту сказку. Оптимальным ва­риантом было бы, если бы вы тоже приняли в этом уча­стие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.

Рисование является важным закрепляющим факто­ром, а при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.

После рисования (не обязательно сразу же), предме­том обсуждения может стать уже сам рисунок. Ребенок скорее всего выберет сюжет, наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о его реакции на сказку. Прояснить все свои соображения вы можете, обсудив с ребенком рисунок, задавая ему вопросы о том, что он нарисовал, рассматривая каждую деталь. Можно говорить и об истории в целом, однако центром беседы должен быть тот момент, который изоб­ражен на рисунке.

Иногда дети создают рисунки, которые не совсем «правильно» иллюстрируют сказку. Это нормально — так они выделяют наиболее значимые моменты и вно­сят корректировку в саму сказку, выражают свое отно­шение к сюжету.

Последний этап работы со сказкой настолько же труд­ный для родителей, насколько эффективен для ребенка. Это драматизация сказки или ее частей. Конечно, труд­но всем, однако помните, что здесь необходимы только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание по­мочь своему ребенку.

Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто будет кем. Желательно, чтобы выбор сде­лал сам ребенок. При большом количестве персонажей вы можете привлечь родственников, взять на себя до­полнительные роли или превратить обычные предметы в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребе­нок). Затем вы выстраиваете «сказочное» пространство: ковер будет морем, стул — горой, стол — домом..

Строгое согласование с текстом сказки отнюдь не обя­зательно. Ненужные для сюжета элементы можно опус­кать, сам текст как угодно менять, при этом акценти­руя внимание на ключевых моментах. Если в сказке главное — обида, необходимо, чтобы ситуация обиды вышла четкой и яркой и не затерялась в общем сюжете. Идеальный вариант — если всю режиссуру берет ребе­нок, оставляя вам роль «помощника». Тогда можете не сомневаться — ничего из того, что необходимо не будет упущено, ваша же задача — просто быть самим собой.

Однако так бывает не часто. Для многих детей ситу­ация «театра с мамой» может быть настолько непривычной, что от них будет трудно ожидать активности, по крайней мере, в начале. Более того, дети привыкают к определенным схемам, правилам и их нарушение может пугать ребенка. Тогда он, возможно, будет сопротивляться вашим попыткам поиграть с ним, говорить, что он не хочет, что он «это не любит».

Постарайтесь «расшевелить» ребенка, не перегнув при этом палку. Если вы будете ненавязчиво и мягко пы­таться играть с ним — рано или поздно он ответит вам, привыкнув и почувствовав безопасность. И, как только появляется малейшая инициатива, — поддерживайте и лелейте ее.

И что же мы имеем в результате? Вы прикладываете массу усилий, а ребенок никак не становится таким, как вы хотите. Верно. Ребенок станет таким, каким ему нуж­но стать, вследствие его особенностей, характера его не­повторимой личности. И в том, что он не собьется со своего пути, вы можете быть уверены. Почему? Потому, что именно вы даете ребенку ту поддержку, которая ему необходима, которую кроме вас не может дать никто.

 

Что такое сказка?
 

Сказка - веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка - необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы - взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык - сказку.


 

Что дает сказка?
 

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые».

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.


 

Как читать сказки?
 

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время - когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.

После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.


 

Хорошо если бы...
 

К трем годам у детей рождается потребность в сюжетно-ролевых играх. Хорошо если бы в этот период вы с малышом пробовали разыграть прочтенные сказки. Это может быть настольный театр, тогда для этого нужно придумать ширму, вырезать героев, смастерить домики или лесную полянку. Конечно, все это можно и купить, но совместная деятельность, полет фантазии и творчества «дорогого стоят». Пусть что-то получится не очень красиво, а «у Мишки нос кривой» , зато в этом будет Ваша душа и сердце.

А в 4-5 лет с детьми уже смело можно придумывать собственные сказки и разыгрывать их, наряжаться в костюмы, выбирать музыку, использовать грим и конечно приглашать на спектакль бабушек и дедушек.



 

Все в Ваших руках, дорогие родители.

Ловите момент, дети быстро растут...


 


 



 

Категория: Мои файлы | Добавил: Анна
Просмотров: 1236 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz