Готовим ребенка к детскому саду
Как понять, готов ли ребенок к детскому саду. Не всегда его физическая самостоятельность – показатель того, что в новом коллективе он будет чувствовать себя комфортно. Прежде всего, он должен быть готов психологически.
Первые дни в детском саду – самое сложное время, когда ребенок привыкает к новой обстановке, знакомится с детьми, воспитателями, привыкает к новым условиям и режиму дня. Если раньше утро малыша начиналось с 10.00, то в детский сад надо вставать гораздо раньше. Чем позже ребенок просыпается, тем позже он готовится ко сну вечером, тем меньше у него дневной сон. Ребенку с подобными привычками придется сложно привыкать к новым правилам жизни. Также и с режимом питания, прогулками.
Что поможет ребенку быстрее адаптироваться в детском саду:
Если биологический ритм ребенка еще не сформировался или же если он привык засыпать позже 22.00 и просыпаться не раньше 9.00, этот график необходимо сместить. Если вы за это возьметесь в первые дни посещения садика, малышу будет вдвойне сложнее. Все дети уже давно проснулись, а он, хоть и стоит на ногах, но все еще находится в полудрёме. Поэтому чем раньше он заснет, тем раньше проснется. Стимулом для сна могут стать его любимые игрушки. Положите игрушку в кровать, ребенок сам захочет лечь с ней рядом.
Приучайте малыша к четырёхразовому питанию. Утро начинается с завтрака, затем следует обед, потом – полдник, ну и завершается день ужином. Такое питание правильное. Если мамы сидят на диете, эта диета не должна распространяться на их детей. Можете не есть после 18.00, но ребенок кушать вечером обязан.
В садике малыш будет без вас, ему придется самому ухаживать за собой. Ребенок должен «дружить» с горшком, уметь обращаться со столовыми приборами, одеваться, обуваться. Ясельная группа – небольшое исключение. Но все равно все выше перечисленное только приветствуется.
Ребенок должен понимать, что воспитатель – человек, которого надо слушать и уважать. Объясните своему малышу, что пока вы на работе, вашу роль исполняет воспитатель. Желательно до того, как поведете ребенка в сад, познакомить его с будущим воспитателем. И это знакомство должно оставить после себя лишь положительные впечатления. Причем, у обоих.
У вас общительный ребенок? Поздравляем! В детском саду он легко найдет общий язык со сверстниками, быстро адаптируется к новым условиям, подружиться с другими детками. Стеснительным малышам гораздо сложнее привыкнуть к садику. Задача родителей: прежде чем вести в детский сад, походите с ним в детский развивающий центр. Пусть он постепенно привыкает к новым людям, общается с другими детьми. Мы все живем в социуме, и дети не исключение. Чем человек старше, тем шире его круг общения. К этому надо привыкать с самого раннего возраста. Застенчивым детям найти новых друзей могут помочь игрушки. Купите малышу радиоуправляемый вертолет. Другие детки наверняка заинтересуются. Общение завяжется само собой.
Принципы и критерии успешной адаптации детей к детскому саду
Для реализации цели – успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению – следует руководствоваться определёнными принципами.
Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.
Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.
Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.
Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.
Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.
Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.
В практике работы с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению возможны следующие критерии процесса адаптации:
- состояние здоровья ребёнка (удовлетворительное или неудовлетворительное);
- аппетит (хороший или плохой);
- сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);
- двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);
- взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);
- деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);
- речь (инициативная, ответная или отсутствует);
- эмоциональный тонус (позитивный или негативный);
- желание – нежелание идти в детский сад;
- суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).
Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:
- плач (часто, без причин);
- замкнутость;
- скованность, напряжение, пассивность в поведении;
- негативное отношение к взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;
- агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);
- нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;
- беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);
- нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);
- проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т.д.);
- потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);
- нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);
- склонность к частым заболеваниям хронического характера.
|