Педагог психолог приглашает

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
родителям [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
03.11.2014, 19:54
Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок до школы читать и сколько он знает стихотворений. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для овладения школьной программой в условиях обучения в коллективе сверстников. Другими словами (словами психолога Венгер), быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
- мотивационную готовность,
- социальную готовность,
- волевую готовность.
Именно эти компоненты обеспечат потом ребенку скорейшую адаптацию к школьному обучению. Давайте попробуем разобраться, что же значат эти психологические термины.

1. Первая важная составляющая психологической готовности – это мотивационная готовность. Мотивация вообще – это те причины, по которым мы что-либо делаем. У ребенка шести лет могут быть самые разные мотивы обучения. Одних привлекают новые дружеские связи, другим нравится чувствовать себя взрослее, значительнее, третьи хотят учиться потому, что у них новые школьные принадлежности, красивая форма. Так вот, до момента поступления в школу у ребенка должно быть выработано позитивное отношение к самому процессу учебной деятельности, т.е. мотивация у них должна быть учебная, а не игровая или какая-то другая. Ребенок должен к моменту поступления в школу иметь четкое представление о том, каким образом происходит обучение, что самое главное в школе и зачем ему школа нужна – для познания нового, для своего развития. Ведь у наших детей от рождения существует большая познавательная потребность. Дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому так важно отвечать на многочисленные вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им книг, играть с ними развивающие игры, на всем протяжении детства, а на этапе подготовки к школе – особенно.

Как вызвать желание учиться? Помогут разговоры о школе дома, о ее предназначении, о ее важности для людей. Спросите у ребенка «Зачем нужно учиться? Чему учат в школе?» и помогите ему ответить на эти вопросы. Пусть родители с удовольствием вспоминают о своих школьных годах, о своих успехах, покажут детям школьные фотографии, грамоты. Эти воспоминания должны проходить эмоционально, с воодушевлением, обязательно только в позитивном ключе.
Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить, если организовать дома игру в школу. Мотивационно готовые к школе дети предпочитают играть роли учеников: они пишут, читают, отвечают у доски, получают оценки. Неготовые или младшие по возрасту дети, обычно, выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, игровых моментах.
Подытоживая все сказанное, еще раз напомню: помочь ребенку правильно ответить для себя на вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» и сформировать тем самым положительное отношение к школе и учебную мотивацию – целиком во власти родителей.
2. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка очень важно отношение к учителю и к сверстникам – так называемая социальная готовность к школе. Дети должны адекватно воспринимать учителя, его профессиональную роль. Учитель в глазах будущего ученика должен быть авторитетом, образцом для подражания. Ребенок должен быть готов выполнять его требования, не обижаться на его замечания, а, напротив, стараться исправить ошибки.
Качественно другими становятся в школе отношения с другими детьми. Учебная деятельность, по сути – деятельность коллективная. Здесь на смену игровому приходит деловое общение: дети сотрудничают, совместно выполняют учебные действия. Считается, что дети, не посещавшие детский сад, и единственные дети в семье чаще испытывают трудности в детском коллективе. Однако, даже детям, имевшим опыт групповых занятий в детском саду, в первое время может быть сложно слушать и не перебивать друг друга, не отвлекаться на разговоры и игру с одноклассниками, не ябедничать по любому поводу, подчинять свои желания коллективным и так далее. Конечно, до школы у детей должен быть круг общения со сверстниками, где они могли бы потренировать свои социальные навыки. Но родителям важно в этот период понаблюдать за их общениям через призму будущей школьной жизни: умеет ли ребенок дружить и устанавливать контакты, умеет ли он уступать, может ли придти на помощь, считаться с интересами других детей, не ссорится ли по пустякам, не прослеживаются ли у него явные эгоистические или агрессивные тенденции.
Чтобы снять будущие возможные трудности, родитель в таких случаях должен умело придти на помощь и корректировать социальное поведение своего ребенка, учить сглаживать острые углы в конфликтных ситуациях, внимательно относится к другим людям.
Безусловно, ребенок, поступающий в школу, должен обладать навыками общественной жизни, уверенно чувствовать себя вне дома: уметь одеться, раздеться, завязать шнурки, обращаться с пуговицами и молниями, пользоваться общественным туалетом.

3. Следующий обязательный компонент психологической готовности к школе – волевая готовность. Мозг шестилеток устроен так, что его лобные доли, где находятся центры воли, еще не достаточно развиты. Мы не можем требовать от него беспрекословной дисциплины и сознательного подчинения своего поведения школьному распорядку. Однако волю надо развивать: учить детей преодолевать повседневные трудности, сиюминутные желания, выполнять иногда даже малопривлекательные задания. Ведь в школе, да и, вообще, в жизни, им часто придется руководствоваться принципом «я должен» вместо «я хочу».

Как же воспитывать волю?
1) самый первый способ – создание и строгое выполнение правильного распорядка дня. Доказано, что, если ребенок рос без определенного режима дня, то в будущем для него будет характерно отсутствие способности к волевому усилию. Неплохо даже придать этому требованию игровой характер: изготовить полоску ватмана с желобком, куда вставить кружок цветной бумаги, который можно передвигать пальцем. Ребенок сделал запланированное дело – передвигает кружок к следующей метке. Дойдет до конца – получит сюрприз, что-нибудь приятное.
2) родители должны с самого начала ориентировать ребенка на то, что любое задание, будь то складывание мозаики, уборка игрушек, рисунок или аппликация, должны быть доведены до конца. Мы часто поощряем обратное – ребенок, пришедший с прогулки 10 минут скачет в одном сапоге, а родители умиляются – какой смешной! Или просим убрать игрушки, а потом нашему терпению приходит конец – и начинаем убирать сами. Ребенок должен уметь выполнять посильные для него действия до конца, преодолевать свое нежелание и лень. Это серьезный воспитательный момент и для ребенка, и для родителей, однако волевое усилие – обязательное условие успешной учебы в школе. Просто это волевое усилие должно подкрепляться с нашей стороны положительными эмоциями, а его цель должна быть близкой и ощутимой для ребенка: «После того, как ты уберешь игрушки, я почитаю тебе новую сказку, или мы пойдем гулять».
3) слова «трудность» и «труд» не зря имеют один корень. Труд воспитывает волю. Пусть с самого раннего возраста дети выполняют дома посильные поручения:
- поливают цветы, вытирают пыль, раскладывают столовые приборы по ячейкам (одновременно можно их и посчитать) или поутюженное белье в стопки (и рассортировать). Поручения должны быть посильны, выполнимы и постоянны.
Воля в школе – это усидчивость, выполнение требований учителя, умение работать по правилу и умение работать по образцу. Мы говорим в этой связи о произвольности поведения ребенка, т.е. об умении работать не только тогда, когда деятельность представляется яркой, интересной, но и когда она НЕОБХОДИМА. Вот именно сейчас, в дошкольный период, очень важно давать детям задания, которые надо выполнять в соответствии с образцом – конструкторы, кубики с фрагментами рисунка, мозаики из паззлов или другие, срисовывание (с копированием цвета и элементов рисунка). На пороге школы дети должны больше играть в игры с правилами, с четким выполнением роли (лото, настольные игры, ролевые игры в школу, в семью, в магазин).
Сейчас в многочисленной литературе есть упражнения типа «графический диктант», где ребенку дается последовательность команд (клетка вправо, клетка влево, две вверх и т. д.). Выполняя их на бумаге в клетку, он получает определенное изображение или узор. Это очень хорошее упражнение для развития произвольности поведения.
4. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями. Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
Таким образом, поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.
Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.
Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.

Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе.
Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.
Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, то лучше не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!

Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

Ведь что такое школа в первую очередь? Это вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.
И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

В конце своего выступления я хотела быть сделать следующие выводы: чтобы ребенок хорошо чувствовал себя за школьной партой, он должен обладать достаточно развитыми мыслительными процессами:
- уметь обобщать (например, стол, стул, кресло – это мебель);
- уметь сравнивать ( например, чем похожи и чем отличаются кошка и белка);
- классифицировать ( найди на рисунке все треугольные предметы);
- у него достаточно хорошо должна быть развита речь (например, по сюжетным картинкам ребенок должен уметь рассказать историю, рассказать своими словами простую сказку)
- неплохо ориентироваться в окружающем мире (знать адрес, название своей страны, имена-отчества родителей, кем они работают, ориентироваться во временах года, суток, днях недели, понимать родственные отношения, кто кем кому приходится). Во многом, конечно, эти сведения приходят к нему стихийно, из опыта, однако нелишне помочь детям разобраться в этих окружающих нас явлениях, сложить из знания о мире в определенную систему.
Сейчас очень много пособий, призванных развить мышление дошкольника, его память, внимание, в игровой форме помочь ему подготовиться к школе. Здесь есть задания на развитие логического мышления, наблюдательности, памяти, произвольности, мелкой моторики руки.
Я считаю, что неравнодушные родители, которые хотят дать своим детям лучший старт в школьную жизнь, обязательно будут иметь такие пособия на книжной полке. Главное, чтобы занятия по ним не происходили под принуждением и не превышали 20-30 минут в день.
Категория: Мои файлы | Добавил: Анна
Просмотров: 214 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz