Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Психологический комфорт на рабочем месте
Приоритетным направлением оптимизации производственной деятельности является организация рабочего места и рабочей зоны сотрудников. Комфорт, в самом широком понимании слова, - это удобство, спокойствие, хорошее самочувствие, состояние, когда все вокруг не только не мешает, но (в идеале) и помогает работать. Можно отметить и тот факт, что от работоспособности, сплоченности сотрудников зачастую зависит эффективность работы, а, следовательно, и благосостояние организации. Но для того, чтобы человек мог результативно трудиться, необходимо создать ему условия для этого. Высокая зарплата не гарантирует хорошую «отдачу», если сотрудник не может настроиться на работу. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос психологического комфорта на рабочем месте. Он зависит от многих факторов, среди которых - интерьер офисного помещения, его цвет, свет в нем и прочие вопросы, касающиеся обустройства рабочего места. Здесь под психологическим комфортом мы станем понимать психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в результате оптимального взаимодействия его с внутри рабочей средой. Для сохранения жизни, для уверенности человека в будущем дне, ему необходимо испытывать состояние благополучия. Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к ощущению неудовлетворенности жизнью. Сохранять оптимистическое отношение к ситуации, ровное настроение позволяет психологическая устойчивость личности. Однако ее потенциал не беспределен, поэтому при выраженной дисгармонии личности или значительном ухудшении ситуации, драматических, и тем более трагических, событиях ощущение субъективного благополучия ослабевает. В соответствии с анализом специализированной литературы, мы установили, что психологический комфорт на рабочем месте напрямую связан с организацией того пространства, в котором постоянно находится человек, поэтому мы рассмотрим данную проблему более подробно.
В литературе по психофизиологии труда выделяют основные измерения пространства, в котором живет и действует человек. 1. Экологическое пространство - это видимое пространство рабочего помещения. Оно характеризует объемность рабочего места, его комфортная величина ограничивается возможностью различать основные рабочие движения и перемещения людей в производственном помещении. 2. Поведенческое пространство характеризуется производственными параметрами положения человеческого тела относительно материальных предметов и людей в экологическом пространстве. Оно включает в себя понятия «рабочее», «межличностное», «личное», «эмоциональное» и «семантическое» пространство. 3. Рабочее пространство — положение тела работника относительно технических устройств, с которыми он работает. Оно должно иметь оптимальные характеристики рабочего пространства и рабочих поз, обеспечивающие физиологический комфорт работника и сохранение высокой работоспособности. 4. Межличностное пространство — положение человека относительно других людей, образуемое психологическими комфортными дистанциями взаимодействия с ними. В межличностном пространстве психологи выделяют 4 дистанции, обусловливающие психологическую близость (приемлемость) взаимодействующих людей: а) интимная дистанция — до 45 см - это пространство для близких и хорошо знакомых людей; б) персональная - до 120 см - это дистанция, на которой общаются и взаимодействуют знакомые люди; в) социальная - от 120 до 400 см - это дистанция формализованного общения и взаимодействия, когда работники заняты каждый своим делом; г) публичная - от 400 до 750 см - это, скорее, контрольная дистанция, позволяющая зрительно контролировать основные действия другого человека, не взаимодействуя с ним . • Личное пространство — пространство непосредственно вокруг тела человека, нарушение границ которого вызывает чувство дискомфорта и попытку отдаления. • Эмоциональное пространство — это переживание пространственного положения человеком, его эмоциональная реакция на свое пространственное расположение. • Семантическое пространство — это осознание человеком сложности и многоплановости экологического, поведенческого и эмоционального пространства и отношение к этому: чем разнообразнее осознание человеком пространства, тем гибче его поведенческие реакции, тем выше приспособленность к разным условиям деятельности. Преодоление негативных реакций работников на вынужденную скученность, неудобство рабочих зон возможно через расширение их семантического пространства: например, путем предварительного разъяснения смысла предстоящей совместной деятельности, ее важности для производства и лично для каждого из ее участников, высокой оценки их способностей преодолевать трудности и т. д. Это приводит к расширению эмоционального пространства работников, сужению их личного пространства и обеспечивает более эффективную совместную деятельность, ослабляя «подавляющее» влияние физической среды. Однако, не только пространство обеспечивает психологический комфорт личности на рабочем месте. Важную роль играет отсутствие конфликтного поведения между сотрудниками какой-либо организации. Комфортное и бесконфликтное общение способствуют повышению психологической и эмоциональной безопасности и благополучности личности. Проблема конфликтов на сегодняшний день является важной социально-психологической проблемой. Следует отметить, что любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. В обычном понимании конфликт – это негативный феномен, связанный в первую очередь с агрессией, глубокими эмоциями, враждебностью или угрозами. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Однако современная психология позволяет рассматривать конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций. В основном межличностные конфликты на рабочем месте понимаются как конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость. Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта: • Межличностный конфликт – межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. • Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. • Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Причины возникновения конфликтов: 1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности. 2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. 3. Формирование агрессивных реакций человека. 4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте. 5. Низкий уровень коммуникации. 6. Низкая культура поведения .
По данным исследований, психологический комфорт на работе ценится сотрудниками намного выше, чем зарплата. Сотрудник, чувствующий психологический комфорт, важность своей работы, осознание собственной нужности, уважение коллег будет искать более высокооплачиваемую работу в последнюю очередь. Поэтому становится особенно важным поддержание данного психологического состояния комфорта и эмоционального благополучия, путем своевременного разрешения конфликтов, создания благоприятных условий для работы, эффективной организацией рабочего пространства.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Анна (25.08.2014)
|
Просмотров: 3230
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|